Многие белорусские предприниматели сегодня стремятся открыть собственный интернет магазин. На фоне активного развития сферы электронной коммерции — это весьма перспективное решение. Однако организация онлайн-торговли — дело непростое. Даже на начальном этапе со всеми бизнес-операциями бывает сложно справиться самостоятельно. Чтобы бизнес-проект стабильно работал и приносил хороший доход, целесообразно доверить часть работ специализированным фулфилмент-компаниям. Об этом сегодня и поговорим.
Что собой представляет фулфилмент
Фулфилмент для продавца — это эффективный способ, позволяющий оптимизировать внутренние затраты. При такой бизнес-схеме логистические процессы онлайн-магазина полностью или частично берет на себя сторонняя компания. Между клиентом и оператором фулфилмента заключается соглашение, регулирующее обязанности и ответственности сторон в процессе партнерства.
В качестве фулфилмент-операторов чаще всего выступают обособленные организации. Согласно договору они берут на себя обязательства по процессам товародвижения между поставщиком и покупателем.
Безусловно, многие бизнесмены (особенно начинающие) стараются заниматься выстраиванием логистических цепочек самостоятельно, без помощи сторонних компаний. Но, к сожалению, такой подход далеко не всегда является оправданным. Из-за сбоев в логистике нередко под откос идут весьма перспективные бизнес-проекты.
Чтобы избежать подобного исхода, стоит обратиться за содействием к надежным фулфилмент-партнерам. В зависимости от потребностей бизнеса можно выбрать частичную или полную поддержку оператора, от оформления заказа до его получения покупателем.
Особенно актуальна такая бизнес-модель для начинающих предпринимателей. Ведь у большинства владельцев только что открывшихся онлайн-магазинов нет средств на наем дополнительных сотрудников, аренду офисных и складских помещений. Поэтому им целесообразно обратиться за содействием к специализированной фулфилмент-компании, которая предоставит весь набор необходимых услуг по оптимальной стоимости.
Фулфилмент: определение
Основные функции фулфилмента
Чтобы разобраться с особенностями фулфилмент-модели, необходимо в первую очередь понять, в чем заключаются ее базовые функции:
- Хранение продукции продавца на складах фулфилмент-оператора.
- Компоновка заказов. Допустим, клиент интернет-магазина заказал себе одновременно спортивный костюм, кроссовки, коврик для фитнеса, гантели и другие товары для занятий спортом. Все эти товарные позиции компонуются в одно направление и отправляются потребителю в одной коробке.
- Упаковка заказанных товаров. При работе по фулфилмент-схеме изделия упаковывает непосредственно оператор. Он же разбирается с правилами упаковки товаров, если необходимо доставить их покупателю с конкретного маркетплейса. Потому что электронные торговые площадки предъявляют разные требования к упаковочному процессу.
- Маркировка товарных позиций. Актуально в отношении определенных товарных категорий, требующих наличие особой отметки маркировочной системы «Честный Знак».
- Наклеивание специальных стикеров со штрих-кодами и артикулами продукции.
- Обработка возвратных позиций. Когда клиент не выкупает изделие или возвращает его в пункт выдачи, фулфилмент-компания самостоятельно забирает товар и доставляет его обратно на склад продавца или электронной торговой площадки. Если предусмотрено условиями договора, возьмет на себя работу по подготовке к повторной продаже.
Выше мы привели стандартный перечень услуг, предлагаемый фулфилмент-компаниями. Крупные же белорусские операторы предоставляют клиентам более обширный спектр услуг. Они принимают оплату от клиентов, открывают продавцам доступ к персональным кабинетам, в которых можно отслеживать процесс отправки заказов и собирать аналитические данные.
Основные функции фулфилмента
Кто нуждается в услугах фулфилмента
Некоторые предприниматели, работающие в сфере электронной коммерции, занимаются логистическими процессами самостоятельно. Такое решение под силу небольшим онлайн-магазинам, реализующим продукцию собственного изготовления в небольшом количестве. К содействию фулфилмент-операторов они прибегают лишь в процессе масштабирования бизнеса.
Большая же часть онлайн-продавцов без логистических услуг со стороны обойтись не в состоянии. Фулфилмент нужен:
- Собственникам онлайн-магазинов. Потому что одиночной торговой интернет-точке (когда она не является частью крупной сети) крайне сложно доставлять продукцию по всей стране.
- Селлерам электронных торговых площадок. На каждом маркетплейсе собственные условия ведения бизнес-деятельности. Без помощи грамотных специалистов из фулфилмент-компании справиться с работой самостоятельно вряд ли удастся.
- Производственным предприятиям, планирующим расширение деятельности в сфере электронной коммерции. Потому что продавцу-производителю целесообразно делать акцент на качественных характеристиках выпускаемого продукта, а не терять время в попытках настроить логистическую систему.
- Компаниям-поставщикам, представителям торговых марок, которые планируют реализовать продукцию в своем онлайн-магазине или на электронной торговой площадке.
Действующие фулфилмент-схемы
Теперь переходим к рассмотрению рабочих схем фулфилмента. Для начала обратим внимание на традиционную цепь логистики онлайн-магазина. В первую очередь продукция забирается у компании-поставщика, потом отправляется на склад продавца.
Затем, когда покупка оформлена на веб-ресурсе интернет-магазина или электронной торговой площадке, заказ компонуют, упаковывают и маркируют. После этого подготовленное отправление пересылают курьерской службе, в пункт выдачи или напрямую заказчику.
Чтобы оптимизировать представленный выше процесс, необходимо воспользоваться одной из наиболее оптимальных моделей фулфилмента.
Полный фулфилмент
При работе по такой схеме фулфилмент-компания занимается логистическими процессами интернет-магазина полностью (компонует заказы, маркирует, упаковывает, транспортирует). Владелец торговой платформы может вообще не касаться реализуемой продукции. Фулфилмент-оператор самостоятельно забирает продукт у поставщика или на производственном предприятии, сам компонует, упаковывает и отвозит заказчику.
Данная схема применяется в организации онлайн-продаж не слишком часто. В основном ее используют поставщики-дропшипперы.
Дропшиппинг: определение
Частичный фулфилмент
Такая модель используется чаще всего. При ее реализации фулфилмент-оператор оказывается связан лишь с частью общей цепи логистики интернет-магазина. Например:
- Фулфилмент-компания доставляет продукцию со своего склада до склада электронной торговой площадки. Оператору же товар доставляет непосредственно продавец. Заказчику, в свою очередь, уже маркетплейс. Такой вариант подразумевает наличие собственных складских помещений у предпринимателя.
- Фулфилмент-оператор доставляет заказы непосредственно клиенту. Владелец же интернет-магазина сам занимается компоновкой, маркировкой, упаковкой.
- Фулфилмент-партер занимается межрегиональной транспортировкой продукции, курьерской доставкой и тому подобное.
Фулфилмент маркетплейсов
Большая часть популярных электронных торговых площадок предлагают селлерам для работы две базовые модели: реализация со склада селлера (FBS) и реализация со складской зоны маркетплейса (FBO).
Первый вариант — селлер самостоятельно доставляет заказы клиентам. Второй — фулфилмент электронной торговой площадки в чистом виде. Продающая компания отгружает продукт на склад маркетплейса, где он остается до момента реализации. Когда покупатель заказывает товар, сотрудники площадки компонуют заказ и отправляют его клиенту или в пункт выдачи.
Преимущества и недостатки фулфилмента
К достоинствам сотрудничества с операторами фулфилмента можно отнести следующие моменты:
- У продавца отпадает необходимость в аренде или приобретении специального помещения под организацию склада. Без привлечения дополнительных работников и покупки спецоборудования он также может обойтись.
- Услуги фулфилмент-компании зачастую обходятся предпринимателю значительно дешевле, чем если бы он сам занимался логистикой. Отлаженный годами бизнес операторов позволяет им не завышать стоимость предложений. Что весьма кстати для начинающего белорусского бизнесмена.
- Благодаря сотрудничеству с фулфилмент-компанией можно ощутимо расширить географию доставки.
- Через персональный кабинет, доступ к которому предоставляет большинство современных операторов на рынке Беларуси, можно отслеживать перемещение товаров и даже контролировать логистические процессы.
- За счет партнерства с фулфилмент-операторами владельцу интернет-магазина будет гораздо проще представить свой товар еще и на маркетплейсах.
- Когда компания по фулфилменту занимается еще и приемом оплаты, продавцу можно в принципе не заморачиваться с внедрением интернет-кассы.
- Крупные зарекомендовавшие себя компании дополнительно предлагают услуги по страхованию продукции, занимаются продвижением продукта, разработкой интернет-магазинов, подключением необходимых интеграций и многое другое.
Преимущества фулфилмента для интернет-магазина
В числе основных недостатков фулфилмента следует отметить:
- Необходимость оплачивать услуги партнера по фулфилменту. Предпринимателю нужно заранее определить, будет ли целесообразным вложение средств в такое сотрудничество.
- Продавец интернет-магазина не может получить полный контроль над процессами логистики, осуществляемыми оператором. Но вся ответственность перед покупателями будет лежать именно на владельце торговой площадки.
- Фулфилмент-компании в данный момент распространены не по всей территории Беларуси. Да, в Минске отыскать партнера не составляет проблем. Но вот в некоторых отдаленных регионах сделать это пока весьма затруднительно.
На что обратить внимание при выборе оператора
У каждой фулфилмент-компании на белорусском рынке собственный перечень услуг, которые она готова предоставить продавцам интернет-магазинов. Кто-то выполняет лишь основные процессы, кто-то предлагает полноценный цикл логистики вместе с приемом оплаты, съемкой товарных позиций, наполнением веб-ресурса и так далее.
У таких операторов уже отработана система подготовки товаров и заключены необходимые договора с логистическими организациями. Что позволяет клиентам онлайн-магазинов получать заказанную продукцию в предельно сжатые сроки.
Чтобы сотрудничество с фулфилмент-оператором принесло максимум пользы и позволило быстро наладить бесперебойную работу интернет-магазина, необходимо предельно серьезно отнестись к выбору партнера. Что сделать не так и просто. Ведь на белорусском рынке аналогичные услуги сегодня предлагают многие операторы. Задача же продавца — выбрать оптимальный вариант для дальнейшего сотрудничества. А значит, ему необходимо взять на вооружение ряд полезных рекомендаций:
- Выясните, как давно на рынке присутствует выбранная вами компания. Имеются ли у нее постоянные клиенты, какое мнение у них сложилось о работе с оператором.
- Поинтересуйтесь количеством предоставляемых услуг. Если, допустим, фулфилмент-оператор не берет на себя обработку возвратных позиций, лучше поискать другого более продвинутого партнера. Чем больше разных услуг предлагает компания — тем лучше для владельца интернет-магазина. Потому что все, что не находится в списке предложений, ложится на плечи предпринимателя.
Чем больше услуг предоставляет фулфилмент-оператор — тем лучше для владельца онлайн-магазина
- Заранее просчитайте итоговую цену нужных вам опций. Дополнительно поинтересуйтесь по какой системе у потенциального партнера производится расчет стоимости. Также не забудьте уточнить время подготовки отчетной документации и формат отправки бумаг.
- Обратите внимание, где находятся складские помещения фулфилмент-компании. Это один из основных факторов, влияющих на выбор оператора для сотрудничества. Расстояние можно не брать в расчет, только если оператор будет самостоятельно забирать продукцию у оптовиков или на производственных предприятиях. В идеале — подобрать партнера, который работает с вами в одном городе или регионе.
- Заранее узнайте, предлагает ли фулфилмент-компания своим клиентам возможность принять участие в скидочных программах. Постоянным партнерам операторы нередко делают хорошие скидки на доставку продукции. Размер выгоды обычно варьируется в зависимости от количества оформленных отправлений.
- По возможности договоритесь о предварительной встрече с представителем выбранной компании (на его территории). Обратите внимание на размер складов, наличие соответствующего оборудования для упаковки, маркировки и компоновки заказов. Посмотрите, как работают сотрудники, занимающиеся подготовкой и отправкой товарных позиций.
- Уточните, с каким количеством транспортных компаний и курьерских служб сотрудничает ваш потенциальный партнер. В идеале их должно быть не менее 4-5. Это оптимальный вариант, который гарантирует бесперебойные поставки в установленное время.
- Тщательно просмотрите шаблон соглашения. Изучите все детали, даже незначительные. Проясните спорные моменты, чтобы в дальнейшей совместной работе не возникли непредвиденные обстоятельства, которые помешают отлаженной работе интернет-магазина.
Перед подписанием соглашения на предоставление услуг, предельно четко озвучьте представителю фулфилмент-оператора потребности своего бизнеса. Расскажите, как работает ваш онлайн-магазин, на чем следует заострить внимание. Только так потенциальный партнер поймет, какие конкретно услуги необходимы для организации логистики в вашем проекте.
В интересах продавца заключить соглашение только с одной фулфилмент-компанией. Что позволит избежать перерасхода средств и путаницы во внутренних процессах интернет-магазина. Однако иногда имеет смысл работать сразу с двумя операторами. Таким образом удастся снизить риски при нарушении договоренности со стороны одного из фулфилмент-партнеров.
Проследите за тем, чтобы в соглашении обязательно были прописаны:
- Формат и периодичность передачи заказов на обработку.
- Время, которое требуется фулфилмент-компании для выполнения поставленных задач.
- Итоговая стоимость услуг или механика расчета оплаты.
- Нюансы интеграционных процессов.
Дополнительно будет неплохо сформировать план, в котором будут отсортированы задачи (по значимости), указаны ответственные сотрудники, возможные риски и вариации устранения проблем.
Подведение итогов
В сегодняшней статье мы разобрались с понятием фулфилмента, выяснили, каким образом он функционирует и для чего предназначен. Преимущества работы по схемам фулфилмента — неоспоримы. Однако при выборе партнера для дальнейшего сотрудничества следует быть максимально внимательным. Заключайте соглашений только с надежными проверенными компаниями на рынке Беларуси. Тогда ваш интернет-магазин сможет избежать массы сложностей в ходе развития и начнет приносить действительно достойную прибыль.