Популярность маркетплейсов постоянно увеличивается, потому что они предоставляют целевой аудитории широкие возможности и предлагают низкую цену. Не все торговые площадки могут позволить себе сильно снижать стоимость товаров, а маркетплейсы легко идут на такой шаг.
В новой статье поговорим о том, как продавать украшения ручной работы в популярном сервисе «Ярмарка Мастеров». Разберём особенности маркетплейса и поделимся полезной информацией по работе с площадкой.
Как работает «Ярмарка Мастеров»
Livemaster.ru — самый крупный маркетплейс handmade украшений, который был запущен в 2006 году. По некоторым данным, сервисом пользуются более 100 000 продавцов, а посещаемость составляет 8,5 млн пользователей в месяц.
«Ярмарка Мастеров» работает по модели Direct to Customer (D2C). Производители товаров предлагают их напрямую клиентам и не тратят время на работу через посредников. Продавцы делятся прибылью с площадкой, но взамен получают удобную платформу и возможность наращивать лояльную аудиторию.
Прямое взаимодействие с клиентами предлагают далеко не все маркетплейсы. У многих лидеров ниши отсутствует возможность связаться с потенциальным или действующим клиентом. А вот «Ярмарка Мастеров» не ограничивает общение между продавцами и покупателями.
Рынок аксессуаров ручной работы считается одним из наиболее перспективных в российском e-commerce. Ещё несколько лет назад мало кто оценивал его по достоинству, но объем продаж постоянно увеличивается, как и число продавцов.
Запуска интернет-магазина бижутерии — достаточно сложная задача, которую можно частично автоматизировать благодаря конструкторам сайтов, но без точечной настройки обойтись всё равно не получится. Некоторые предприниматели делают выбор в пользу маркетплейсов, чтобы сэкономить время на запуске независимой площадки.
Для продавцов украшений ручной работы «Ярмарка Мастеров» — практически единственная возможность быстрого старта в нише. На развитие своего интернет-магазина может уйти много времени, поэтому если нет финансов на раскрутку бренда, лучше перейти под «крыло» Livemaster и собирать целевую аудиторию на маркетплейсе.
Конкуренция в сервисе достаточно высокая, но и объем ежемесячной аудитории впечатляющий. На получение аналогичных показателей при работе в одиночку придётся потратить ни один год и миллионы рублей на развитие платформы электронной коммерции.
«Ярмарка Мастеров» представляет собой огромную коллекцию изделий ручной работы. На сайте продают украшения, одежду, аксессуары, обувь, предметы интерьера, цветы, наборы для творчества и другие товары. По последним данным, объем продуктов в каталоге приблизился к отметке в 3 млн.
Отличительная особенность Livemaster — тематические подборки, которые отображаются на главной странице. В список попадают товары продавцов с высоким рейтингом. При наведении на карточку продукта появляются дополнительные опции: наличие безопасной сделки, бесконтактной доставки и других услуг.
У «Ярмарки Мастеров» есть глобальная версия на английском языке. Сервис представлен в странах СНГ и постоянно увеличивает присутствие в нише аксессуаров ручной работы. Благодаря площадке можно выйти на зарубежную аудиторию и продавать украшения за границу.
За 15 лет активного развития платформа электронной коммерции вышла на высокий уровень взаимодействия с мобильной аудиторией. Официальное приложение установили более 1,8 млн раз. 15 млн отзывов довольных покупателей подогревают интерес потенциальных клиентов.
Благодаря тому, что в основе механизма работы платформы лежит модель D2C, продавцы могут ставить низкую цену на товар, а клиенты экономят благодаря отсутствии наценок. Лишних контактов тоже нет— покупатели взаимодействуют с продавцами напрямую.
Доступные инструменты и требования к продавцам
В числе известных минусов Livemaster — постоянные акции. Если магазины в них не участвуют, они автоматически теряют часть целевого трафика. Хотя механика продвижения с помощью акций не влияет на эффективность работы магазина. В отличие от Wildberries и других маркетплейсов, «Ярмарка Мастеров» не настаивает на участии в мероприятиях площадки.
Возможности платформы электронной коммерции не заканчиваются на быстром запуске интернет-магазина. Сервис даёт возможность создавать коллекции товаров, запускать собственный блог и участвовать в творческих конкурсах, которые отлично привлекают аудиторию.
Некоторые маркетплейсы предъявляют строгие требования к упаковке посылок и если продавцы не будут их соблюдать, они потеряют возможность отправлять заказы клиентам. «Ярмарка Мастеров» просто предоставляет платформу и даёт полную свободу действий.
Жёстких требований к упаковке посылок нет, решение о логистических процессах остаётся за продавцом. Он может самостоятельно выбрать подход к взаимодействию с целевой аудиторией. Одни продавцы вообще не предоставляют упаковку клиентам, а другие инвестируют в создание уникальных наборов для презентации, которые повышают узнаваемость продуктов на рынке.
Отсутствие упаковочных стандартов многие клиенты считают недостатком платформы, но это всего лишь особенность. «Ярмарка Мастеров» пошла по пути полной автономии для продавцов. Они просто работают под брендом маркетплейса, но не являются на 100% зависимыми от него.
Ещё одно преимущество маркетплейса в том, что он самостоятельно проводит платежи и замораживают средства до подтверждения сделки. Площадка получает комиссию с завершенных заказов и не берёт с продавцов средства за дополнительные услуги.
В сервисе работает служба поддержки, которая решает вопросы в режиме тикетов. Запросы обрабатываются в течение суток, но обычно срок ответа не превышает несколько часов.
Покупатели иногда жалуются на то, что доставка сильно задерживается. Эта проблема актуальна из-за отсутствия централизованной логистики. Каждый продавец выбирает собственную модель работы и не всегда справляется с объемом заказов. А площадка выступает в роли посредника и не несёт ответственность за доставку.
Несмотря на известные «пробелы» в механике работы маркетплейса, он предоставляет продавцам возможность напрямую работать с клиентами и не стремится заработать как можно больше на каждом заказе. Это делает площадку привлекательной платформой для запуска бизнеса.
Как открыть интернет-магазин на Livemaster
Пользователям, которые не знакомы с принципами работы торговой площадки, может показаться, что она не предъявляет никаких требований к продавцам. И достаточно просто зарегистрироваться, чтобы запустить собственный магазин на базе сервиса Livemaster.
На самом деле, «Ярмарка Мастеров» предъявляет стандартные требования к селлерам. Для начала работы желательно иметь расчётный счёт в банке и регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или открытое юридическое лицо.
Для подтверждения учётной записи необходимо загрузить учредительные документы в личном кабинете и паспорт гражданина России. Юридическим лицам кроме документации по ОАО или ЗАО понадобится устав компании и решение о назначении в качестве директора.
После загрузки документов продавец ждёт проверку документов и останется подписать договор, чтобы можно было принимать деньги на расчётный счёт. Подключение к торговой платформе занимает в среднем неделю.
На этапе регистрации пользователя сервис предлагает выбрать один из доступных юридических статусов. В списке есть физическое лицо и самозанятый, поэтому если нет ИП или юридического лица, можно выбрать базовый статус. А в будущем загрузить документы и перейти на другую форму работы.
Самый простой способ легально продавать украшения и другие товары ручной работы — регистрация в качестве самозанятого. В этом случае открыть расчётный счёт в банке не получится, но возможность получать выплаты от «Ярмарки Мастеров» будет доступна.
Стоит помнить о том, что самозанятые по закону не могут перепродавать чужие товары, поэтому необходимо внимательно подойти к процессу организации торговали. Иначе можно получить крупный штраф от налоговой и надо будет в сжатые сроки перейти на статус индивидуального предпринимателя.
Самозанятые могут открыть интернет-магазин, но только для продажи товаров собственного производства. В большинстве случаев лучше работать на внешней платформе, а не вкладывать десятки тысяч рублей в создание собственного магазина и запуск рекламных кампаний.
«Ярмарка Мастеров» станет отличным решением для тех, у кого нет большого бюджета на поддержку своего сайта, но есть желание продавать товары собственного производства. Регистрация в качестве самозанятого занимает буквально несколько минут. Затем останется создать учётную запись на платформе и отправить заявку на подключение в качестве продавца.
Процесс создания магазина:
1. Регистрация учетной записи. Необходимо заполнить стандартную форму и указать юридический статус.
2. Подтверждение почты. После перехода по ссылке из письма профиль активируется.
3. На следующем шаге система просит ввести номер телефона и название магазина. Номер телефона должен быть корректным, чтобы пришло сообщение с кодом подтверждения.
4. Сервис предложит присоединиться к программе привилегий. Она предполагает участие в распродажах, промо-пост на главной странице, повышенный приоритет показа товаров, онлайн-оплату и другие преимущества.
5. Для начала работы необходимо привязать банковскую карту. Со счёта спишется произвольная сумма и вернётся на баланс после завершения верификации.
В сервисе доступно 4 тарифных плана для продавцов. Они отличаются стоимостью и доступными возможностями. Самая дешёвая подписка даёт 2 бесплатных поднятия товаров в каталоге и портфолио на «Ярмарке Талантов». Самый дорогой тариф открывает доступ к участию в закрытых распродажах, бесплатной промокампании на платформе и другим преимуществам.
«Ярмарка Мастеров» предлагает селлерам выбрать один из двух доступных сервисов с моментальной оплатой. Онлайн-оплата предполагает продажу готовых товаров и разработку продуктов под заказ. На отправку готовых изделий даётся 5 дней и 10 дней на создание аксессуаров с нуля.
Второй вариант работы — программа привилегий, которая открывает доступ к большому количеству полезных инструментов для быстрого старта продаж. По данным платформы уже почти 35 000 продавцов пользуются услугами продвижения и цифра постоянно растёт.
Ещё одна особенность торговой площадки — наличие цифровых товаров. Селлеры могут предлагать целевой аудитории электронные товары: выкройки, схемы создания продуктов, мануалы и другие загружаемые товары. После оплаты пользователь получает возможность загрузить информацию.
Торговая площадка лояльно относится к продавцам, но фокус на онлайн-оплате и платных сервисах никуда не пропадает. Если новый продавец игнорирует онлайн-платежи, он часто видит напоминания о том, почему стоит пользоваться услугой.
Список доступных категорий товаров на платформе очень большой и при первом посещении можно легко запутаться в сотнях подкатегорий. Хотя меню продуктов спроектировано хорошо и благодаря удобной структуре найти фермерские товары или украшения легко.
Подключение нового продавца к торговой площадке осуществляется в сжатые сроки, но в случае с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами срок проверки документов составляет минимум несколько дней. До заключения договора никто не мешает настраивать магазин и загружать товары.
Процесс загрузки товаров
Livemaster специализируется на продаже изделий ручной работы и эта особенность повлияла на механику взаимодействия с платформой. Селлерам придётся вручную оформлять каждую карточку, потому что возможность массового импорта доступна только юридическим лицам. А сервисов, которые позволят автоматизировать задачу, пока не существует.
Интерфейс добавления товаров достаточно удобный — на каждом шагу продавцы видят подсказки, которые уменьшают срок обучения и дают возможность быстро загружать продукты в большом количестве.
Для оформления карточки необходимо заполнить следующие поля:
- одно или несколько фото;
- тип товара;
- 3D-просмотр продукта;
- рубрика и название товара;
- цена, количество доступных единиц и срок отправки;
- описание товара, цвет и использованные материалы;
- размеры и рекомендации по уходу.
В левой части интерфейса добавления товара отображается прогресс-бар, который наглядно демонстрирует эффективность решения задачи. Желательно, чтобы цифра приближалась к отметке в 100% во всех карточках.
Можно сохранить товар в черновик, чтобы вернуться к его редактированию в любой время. Черновики не появляются в общем каталоге и служат для того, чтобы можно было быстро перевести их в статус активных товаров.
Отличительная особенность «Ярмарки Мастеров» — красивые страницы интернет-магазинов. Пользователи могут не только посмотреть список товаров конкретного продавца, но и узнать всю необходимую информацию. Например, увидеть количество подписчиков, местоположение, наличие онлайн-оплаты, список отзывов.
Потенциальные клиенты могут подписаться на обновления продавца и получать новости о его деятельности на площадке. В отдельном разделе собираются вопросы к селлеру, которые задают потенциальные клиенты.
Комиссия и процесс вывода средств
Магазины, которые находятся в статусе индивидуального предпринимателя или юридического лица платят 10% от каждого завершенного заказа. Размер комиссионных фиксированный и не привязан к конкретной категории.
С самозанятых берут 20% комиссию, если они участвуют в «Программе Привилегий». Участники программы на этапе добавления товара видят в кабинете сумму, которую они получат на личный счёт за вычетом комиссии.
Livemaster позиционируется как платформа электронной коммерции с максимально быстрым стартом для продавцов. Никакие обязательные платежи не нужны, а оплата на расчётный счёт производится с выставлением чеков. Благодаря инструментам внутренней рекламы можно быстро повысить эффективность работы магазина.
Юридическим лицам, которые собираются выйти на площадку с тысячами готовых товаров, не обойтись без массового импорта продуктов. Перед тем как добавить в базу весь ассортимент, необходимо провести рутинную работу по адаптации прайса под требования площадки.
«Ярмарка Мастеров» — отличная возможность быстро запустить площадку без инвестиций, изучения особенностей различных CMS и бюрократии. Комиссия в 10% может показаться высокой, но некоторые популярные маркетплейсы берут гораздо больше средств с каждой продажи.