Ведущее преимущество, которое предприниматель получает при регистрации товарного знака — это возможность сохранить вложенные в проект средства. Ведь на раскрутку бизнеса требуется немало денег. Оплата рекламных кампаний, продвижение в поисковиках, разработка упаковки, хранение и транспортировка товаров — без внушительных вложений попросту не обойтись. Но если бренд не оформлен официально, его могут украсть (зарегистрировать на себя другие бизнесмены). Что приведет к невозможности дальнейшего ведения предпринимательской деятельности.
Также при реализации многих товарных позиций и услуг необходимо получить соответствующую сертификационную документацию. Потому что продавать их в противном случае — запрещено. В сегодняшней статье расскажем, как зарегистрировать товарный знак и получить сертификаты на продукт в Беларуси.
Для чего нужна регистрация товарного знака
Товарный знак представляет собой уникальное обозначение продукта. Это может быть символичное изображение, определенная комбинация цветов, лого или надпись, которые выделяют конкретное изделие на фоне аналогов, предлагаемых компаниями-конкурентами.
Официально оформить товарный знак следует, если:
- У вас есть уникальный или ценный продукт, который вы хотите предложить потенциальным потребителям.
- Вы стремитесь исключить использование вашего знака конкурентными компаниями.
- Не хотите тратить средства и время на подтверждение использования вашего знака другими предпринимателями.
После завершения регистрационных мероприятий в национальном или международном реестре бизнесмен получает права на товарный знак. Нюансы оформления могут варьироваться в зависимости от государства, на территории которого подается заявление.
Белорусские предприниматели имеют возможность оформить товарный знак в Минске путем обращения в патентный орган РБ (НЦИС). Для этого им предстоит заполнить и передать в Национальный центр соответствующее заявление на регистрацию.
Итоги обработки поданного документа во многом зависят от того:
- Насколько верно заполнена заявка.
- Какое конкретно обозначение хочет зарегистрировать предприниматель.
- Какой продукт заявлен на реализацию под товарным знаком.
Чтобы сократить затраты, целесообразно изначально задуматься о международной регистрации. Сделать это может любой бизнесмен, ведущий коммерческую деятельность на территории Беларуси.
Этапы регистрации товарного знака
Свести к минимуму вероятность отказа в оформлении знака помогут знания о том:
- Каким образом происходит рассмотрение заявления в патентных органах других государств.
- По каким причинам бизнесменам чаще всего отказывают в регистрации.
- На что предприниматель может рассчитывать в случае удовлетворительного результата рассмотрения заявки.
По каким причинам в регистрации товарного знака могут отказать
Белорусскому предпринимателю на законных основаниях могут отказать в оформлении товарного знака, если:
- Обозначение, на которое бизнесмен подает заявление, не является товарным знаком по определению (допустим, при отсутствии характерных черт, дающих возможность покупателю идентифицировать его и запомнить).
- Оформление знака приведет к нарушению прав других лиц.
Регистрационный процесс в Беларуси занимает порядка 1 года. Период действия документа с учетом продления составляет 10 лет. Продлевать регистрацию допустимо неограниченное количество раз.
Функции товарного знака
Торговая марка является важнейшим элементом маркетинга в работе любой коммерческой компании. Она предоставляет предпринимателю неоспоримое право обладания продуктом и эффективно защищает от распространения поддельной продукции. В числе основных функций знака следует привести:
- Возможность выделить конкретный продукт из множества аналогичных изделий/услуг, производимых компаниями-конкурентами. Именно торговая марка позволяет определить производителя продукта. При условии, что знак действительно обладает отличительными чертами.
- С учетом того, что торговая марка является определяющим критерием в подборе продукта, второй его ведущей функцией можно назвать гарантию качества реализуемых изделий/услуг. Потребитель выбирает товар, ожидая увидеть определенные свойства, присущие продукции конкретного бренда. Другими словами — товарный знак указывает клиенту на наличие соответствующего качества.
- Третья, не менее значимая функция торговой марки — реклама реализуемого продукта. Бренд тесно связан с реализуемым товаром/услугой. Он информирует потенциальных потребителей о продукте и подталкивает к совершению покупки за счет широкой известности.
- Наличие безоговорочных прав у предпринимателя на использование товарного знака после официальной регистрации. В соответствии с законодательством ни одна коммерческая компания не может задействовать это обозначение для своих товаров/услуг. Что дает возможность развивать бизнес-проект без вероятности потерять деньги, вложенные в его продвижение, из-за кражи торговой марки.
Основные функции товарного знака
Чем раньше вы приступите к оформлению знака, тем ниже вероятность потери денежных средств. Подбирая наименование для продукта, компании, слогана, символа или уникального изображения, заранее выясните, не зарегистрировано ли оно в качестве торговой марки. А также есть ли возможность оформить его официально (соответствует ли оно законодательным нормативам РБ).
Сейчас в Беларуси, к сожалению, распространяется «пиратство». С данным явлением в последнее время все чаще сталкиваются предприниматели не только в РБ, но и во всем мире. Когда популярные торговые марки оформляются на имя предприятий, изготавливающих соответствующие изделия. Ведущая цель таких махинаций — получение выгоды от реализации раскрученного товарного знака коммерческой организации, которая вкладывала средства в его развитие.
Также пираты могут украсть бренд, чтобы стать официальным дилером зарубежной компании. Подобный расклад нельзя исключать, если ваша торговая марка своевременно не оформлена в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Поэтому каждому предпринимателю, планирующему вести коммерческую деятельность продолжительный срок и зарекомендовать себя на рынке в роли надежного продавца, необходимо в первую очередь обезопасить собственный товарный знак. В противном случае средства, вложенные в продвижение, рекламу и организацию продаж, могут быть потрачены напрасно.
Торговая марка имеет внушительную экономическую ценность. Она является самостоятельным объектом реализации и передачи во временное пользование. Другими словами, бренд приносит бизнес-проекту прибыль сам по себе. Главное — правильно оформлять соглашения и не допускать ошибок при регистрации, действуя строго в соответствии с законами Республики Беларусь.
Как зарегистрировать товарный знак в Беларуси
Прежде чем разбираться в нюансах регистрационного процесса, следует узнать, какие товарные знаки в принципе могут претендовать на охрану. Чтобы получить представление о существующих обозначениях, достаточно обратиться к представленной ниже таблице:
Таблица: товарные знаки, которые могут претендовать на охрану в Республике Беларусь
Безопасность торговой марки крайне важна для производителей уникального продукта, который обладает большой ценностью (технологии, услуги, изделия).
Сбор пакета документов и подача заявления на регистрацию товарного знака
Чтобы получить право на защиту торговой марки, предпринимателю предстоит оформить по всем правилам и подать в НЦИС Минска соответствующее заявление. Подача заявительной документации предусмотрена для физических и юридических лиц, действующих от своего имени или через представителя (поверенного).
Пакет подаваемых бумаг должен содержать следующие сведения:
- Информацию о лице, подающем заявление.
- Обозначение (товарный знак).
- Перечень товарных позиций, на котором будет размещаться торговая марка.
Обратите внимание — к заявлению в обязательном порядке должна прилагаться документация, выступающая подтверждением внесения оплаты (госпошлины). В случае, когда от лица заявителя действует его поверенный, необходимо позаботиться о соответствующей доверенности.
На завершающем этапе регистрационных мероприятий, когда по итогам экспертизы будет вынесено удовлетворительное решение, в Госреестр будут внесены сведения о торговой марке. Предприниматель получит на руки соответствующий документ — свидетельство-подтверждение прав на зарегистрированный товарный знак.
Международная регистрация товарного знака
Коммерческая деятельность белорусского предпринимателя за границей требует особо бдительного отношения к торговым маркам (к собственным и знакам компаний-конкурентов). Чтобы свести к минимуму вероятность нарушения прав на чужой бренд и исключить проблемы с собственной маркой, бизнесмену предстоит официально оформить ее в тех государствах, где в перспективе будет реализоваться его продукт.
Возможность ускорить и упростить процесс регистрации торговой марки за границей регулируется Мадридским договором о международном оформлении знаков (плюс соответствующий протокол к соглашению).
Как проходит процедура международной регистрации товарного знака
Процесс международной регистрации марки доступен каждому физлицу или коммерческой компании в Беларуси. При условии, что они уже осуществили подачу заявления на национальную регистрацию. Оформление подразумевает поэтапное выполнение ряда обязательных действий:
Таблица: процедура международной регистрации товарного знака
Патентные органы государств, в которых компании или физическому лицу предстоит вести коммерческую деятельность, проводят экспертизу оформляемой торговой марки (период ее действия ограничен 18 месяцами).
Данный подход позволяет в значительной степени упростить процесс обработки заявления, снизить затраты со стороны заявителя и сократить период проведения экспертной оценки. Вместо нескольких заявлений оформляется только одно, предприниматель оплачивает единую пошлину в меньшем размере по сравнению с национальными госпошлинами. К тому же сама экспертиза осуществляется одновременно во всех государствах, где испрашивается правовая защита.
Сертификация продукции в Республике Беларусь
Беларусь, как и Россия, является членом Евразийского Экономического союза. В соответствии с постановлением, принятым ЕАЭС, все товары, обращающиеся в рамках входящих в союз государств, обязаны иметь сертификаты, декларации или документы, подтверждающие официальную регистрацию по нормативам ТР ТС, ТР ЕАЭС.
Требования этих техрегламентов полностью заменяют национальные и подтверждают соответствие нормативам. В ситуации, когда к какому-либо продукту не утверждены специальные общие требования, государства-участники вправе применять к нему собственные установки. Техрегламенты национального значения существуют и в Республике Беларусь. Они применяются к товарам, обращающимся в рамках государства. Относятся к изделиям, произведенным, в том числе — и в России.
Реализовать продукцию без соответствующей документации нельзя. В список товарных позиций, которые подлежат обязательной сертификации, входят:
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации в Республике Беларусь
При выдаче сертификационной документации в рамках Таможенного союза выполняются те же условия по части экспертизы, что и в рамках Национальной системы.
Основания для получения сертификата
Изделия, выпускаемые белорусскими производителями и распространяемые на рынке Беларуси, обязаны соответствовать ряду строгих требований:
- Действующему госстандарту или стандарту РБ (ГОСТ).
- Утвержденным техническим условиям, которые разрабатываются непосредственно изготовителями продукции или подрядчиками (ТУ).
- Технормам и другим установкам от компаний-производителей, которые регламентируются соглашением на поставку изделий.
- Нормативам, утвержденным Таможенным союзом.
- Нормативам, действующим на территории Республики Беларусь.
Процедура подтверждения соответствия
Когда продукт, который вы собираетесь реализовать, входит в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, необходимо получить на него соответствующие документы. Процесс выдачи документации на продукцию аналогичен утвержденным нормам ЕАЭС. Единственное исключение — проводится он только в Беларуси. Ниже представим стандарт сертифицирования товаров поэтапно:
- Формирование техдокументации на реализуемый продукт.
- Составление и подача заявления в белорусский сертификационный орган.
- Проведение испытаний товара и протоколирование результатов оценки.
- Производственный аудит (не предполагается при выдаче сертификатов и деклараций на изделия).
- Выдача сертификационной и декларационной документации заявителю.
Подводим итоги
В заключении стоит обратить внимание на несколько важных моментов. Если коммерческая организация или физическое лицо не подаст заявление на продление действия торговой марки или прекратит ведение деятельности, товарный знак автоматически станет недействительным. В ситуации, когда владелец бизнеса хочет закрыть проект, но сохранить интеллектуальную собственность, целесообразно сначала передать объекты другой компании или индивидуальному предпринимателю. Только после передачи можно без потерь закрыться.
Также, если владелец торговой марки не применяет ее в течение 3-х лет, его право на использование знака можно оспорить в судебном порядке. После чего останется оформить бренд на себя или перекупить его у правообладателя.